Курская статистика
Статистика Курской области: история и современность
Годом образования уполномоченного органа государственной статистической службы в Курской губернии является 1836 год, когда на основании Указа Правительствующего Сената Российской Империи от 17 сентября 1835г. был учрежден и начал работу Курский Губернский Статистический Комитет, который как и другие губернские Статистические Комитеты, входил в систему Министерства внутренних дел Российской Империи.
Возглавлял Статистический Комитет губернатор, а состав назначенных «непременных членов» представляли собой должностные лица – чиновники различных учреждений губернии. Кроме «непременных членов», Комитет имел своих – членов – корреспондентов – жителей Курской губернии, которые «своим посредничеством или собственными трудами» собирали нужные статистические сведения и могли принимать участие в составлении статистических описаний губернии или отдельных ее частей.
Комитет осуществлял проверку собираемых данных (сведения поступали от уездных исправников, приставов, волостных старшин, руководителей городов), приводил их к единообразию для заполнения этими сведениями форм, получаемых от Статистического отделения Совета МВД.
В 1852г. был учрежден Статистический Комитет МВД, преобразованный в 1858г. в Центральный Статистический Комитет с двумя отделами: статистическим и земским. В Курской губернии, наряду с органами государственной статистики (Губернский Статистический Комитет представлял государственную статистику, основанную на официальных донесениях и отчетах учреждений), функционировал образованный органами местной власти статистический отдел (оценочно представлял земскую статистику, базирующуюся на обследованиях, переписях, опросах).
В этот период еще не издавались ежегодные статистические обзоры губерний, поэтому большое значение имеют статистические материалы, опубликованные Курским Губернским Статистическим Комитетом в «Памятных книжках», которые являлись особым видом справочного издания, достоверным источником разнообразных сведений о прошлом Курского края.
Курский Комитет играл роль не просто органа статистического учета, но и центра по изучению природы и природных ресурсов, истории и этнографии, культуры и экономики Курского края.
Земская статистика возникла как «оценочная», но по мере развития вышла на новый уровень благодаря глубокому изучению состояния и развития деревни, экономики крестьянского хозяйства.
Попытка Курского земства организовать статистическое исследование губернии при помощи выборных земских статистиков относится к 1880г. Сбор сведений касался вопросов о народном продовольствии, скотоводстве, народном образовании, движении населения. С 1882 по 1886гг. под руководством В.И. Орлова – основателя земской статистики в России, проводилось статистическое исследование Курской губернии с описанием всех уездов, по материалом которого были изданы сборники статистических сведений по 15 уездам.
В 1897 – 1906гг. земская статистика Курской губернии участвовала как в подготовке и организации всеобщей переписи населения Российской империи 1897г., так и в обработке ее результатов. Кроме того, Курское земство предприняло попытку самостоятельно подсчитать население губернии, опубликовав итоги местной обработки результатов переписи (в 1901г.) на три года раньше публикации Центрального статистического комитета (1904г.).
Состав местных статистических органов (государственной (правительственной) и земской статистики) сохранился до 1917г.
25 июля 1918г. Декретом Совета Народных Комисаров «О государственной статистике (Положение)» было оформлено создание в стране централизованного статистического органа – Центрального статистического управления.
Курское Губернское Статистическое бюро (Губстатбюро) было создано 9 октября 1918г. Ему подчинялись все районные, уездные, волостные и сельские статистические организации. Численность работников Губстатбюро составляла 136 человек и свыше 60 в уездах (уездные отделения Губстатбюро). К 1923г. была сформирована сеть волостных статистиков в каждой из 173 волостей губернии.
Через добровольных корреспондентов и волостных статистиков велась текущая сельскохозяйственная статистика, учет численности населения и его движения.
Организация государственной статистики и характер статистических работ определялись экономической политикой советского правительства. Изменение политики на различных этапах развития советского государства сопровождалось, как правило, реорганизацией органов государственной статистики и изменением характера проводимых работ.
Со второй половины 1920 – х гг. до 1930г. проводились реорганизации самого ЦСУ и его местных органов, направленные на повышение уровня статистической работы и усиления связи с плановыми органами в целях обеспечения работы государственного аппарата, ведущего контроль за выполнением государственных заданий.
Несмотря на многочисленные реорганизации, работа по сбору и обработке статистических материалов продолжалась, выпускались «Бюллетени Губстатбюро», в 1925г. издан «Статистический сборник», охватывающий период 1920 - 1925гг. и дающий статистические материалы по разным областям народного хозяйства Курской губернии.
В этот период большое внимание уделялось учету частных промышленных и торговых предприятий, проведены первая Всесоюзная перепись населения (1926г.), Всесоюзная школьная перепись (1927), сплошная перепись совхозов и колхозов (1928г.), перепись кустарно – ремесленной промышленности (1929г.), перепись предприятий мелкой промышленности (1929г.).
В 30 – х годах система показателей периодической статистической отчетности была приведена в полное соответствие с системой показателей планирования, началась централизация разработки статистической отчетности предприятий и организаций, осуществлен ряд крупных работ: переписи промышленного оборудования (1932, 1934гг.), перепись скота (1932).
Появились принципиально новые отрасли статистики – капитального строительства, связи, розничной торговли, культуры, труда и заработной платы.
25 июля 1932г. была образована Курская городская инспекция народнохозяйственного учета СССР для работы по статистике промышленности, транспорта, торговли, народного образования, здравоохранения, населения г. Курска. К 1934г. создана сеть районных и городских инспекторов народнохозяйственного учета.
Великая Отечественная война внесла свои коррективы в работу органов государственной статистики. Курские статистики также работали по законам военного времени. Сбор сведений по Курской области обеспечивали 66 районных и две городские инспектуры в Белгороде и Курске. Во время оккупации г. Курска Облстатуправление в период с ноября 1941г. по июнь 1942г. находилось в г. Старый Оскол, где была организована вся учетно – статистическая работа. Изменились программы работ, методы наблюдения и разработки. Одновременно ужесточились требования к оперативности исполнения работ. Важное место было отведено учету урожая, состоянию животноводства, учету государственных заготовок сельскохозяйственных продуктов, трудовых ресурсов, тракторного и автомобильного транспорта. Впервые в статистической практике был применен метод срочных переписей (наличия грузов, материалов, топлива), которые проводились оперативно и по краткой программе. В годы войны проведено 47 переписей неустановленного оборудования, свыше 100 срочных переписей и учетов.
Как и все куряне, работники статистики привлекались на строительные, сельскохозяйственные работы, участвовали в уборке и восстановлении г. Курска.
В послевоенные годы произошли изменения в организации статистики отраслей, была централизована отчетность промышленности и строительства, других отраслей народного хозяйства, появились новые виды статистических работ – расчет продукции сельского хозяйства, баланс трудовых ресурсов, баланс доходов и расходов населения.
Статистическим Управлением в этот период были заложены основы механизированной обработки учетной и статистической информации в Курской области. Курскими статистиками проделана огромная работа по унификации форм первичного учета и внедрению типовых форм на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, в колхозах, совхозах, что позволило упростить первичный учет и создало условия для широкого внедрения механизации первичного учета. В 1957г. в Статистическом управлении создана машиносчетная станция, где кроме статистических работ, выполнялись вычислительные работы для народного хозяйства Курской области, обслуживались централизованные бухгалтерии.
Одной из важных задач этого периода стало возобновление публикаций статистических материалов. Впервые за многие годы был подготовлен в 1958г. сборник «Народное хозяйство Курской области», где приведены основные сведения о развитии народного хозяйства области за 1945 – 1956гг., по отдельным показателям – в сравнении с 1913 и 1940гг.
В 1972г. для улучшения обработки статистических материалов на базе машиносчетной станции Статистического Управления был организован Вычислительный центр. В период с 1970 по 1975гг. в области было создано 22 машиносчетных станции. В дальнейшем большие перемены происходили в техническом оснащении деятельности Курских статистиков: появление персональных ЭВМ, иных средств связи привело к созданию автоматизированных рабочих мест. В 1975г. внедрена первая очередь Автоматизированной системы государственной статистики.
Переход в 90 – х годах на рыночные отношения, экономические реформы, проводимые в стране, потребовали глубоких преобразований в самой государственной статистике, перехода на принятую в мировой практике систему учета и отчетности. Осуществлен переход от сплошного учета к выборочным методам наблюдения экономических явлений, что стало возможным благодаря созданию и развитию в эти годы Регистра хозяйствующих субъектов.
В Статуправлении Курской области в 1991г. была создана служба и организована сеть наблюдения за ценами и тарифами в потребительском и производственном секторах экономики, что позволило кроме определения уровня инфляции проводить корректные динамические сопоставления основных экономических показателей.
Актуальность проблемы безработицы вызвала необходимость скорейшего реформирования статистики занятости на основе применения международных стандартов. В практику статистики вошло выборочное обследование населения по проблемам занятости, что дало возможность оценить трудовую активность населения области, определить размеры и структуру безработицы, качественный состава рабочей силы.
В статистике промышленности с 1994г. произошел переход от стоимостного к индексному методу измерения динамики производства.
Образована новая отрасль статистики – макроэкономическая статистика. На уровне области с 1994г. рассчитываются объемы и темпы роста валового регионального продукта.
Была существенно расширена и приведена в соответствие с международной практикой система статистических показателей, в отраслевую статистику и макроэкономическую статистику внедрена система общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (ОКВЭД, ОКОФ, ОКАТО и другие), претерпела изменения система информационного обеспечения органов власти и управления и других пользователей статистической информацией, проводились масштабные работы по техническому и программно-технологическому перевооружению органов статистики (особенно в регионах), в статистическую практику внедрен Интернет, создаются электронные базы данных.
Поистине историческим событием для функционирования системы государственной статистики России, утверждения ее статуса в системе органов исполнительной власти страны стало принятие в 2007 году Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», который установил правовые основы деятельности в сфере государственной статистики.
Другим документом, повлиявшим на работу органов государственной статистики, стал введенный в действие в 2008г. Административный регламент исполнения Федеральной службой государственной статистики государственной функции «Предоставление официальной статистической информации…», который строго определил сроки и последовательность административных процедур по предоставлению официальной статистической информации.
В 2014 году постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 утверждена подпрограмма «Официальная статистика» государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика», которая определила основные направления развития статистики до 2020 года. Главными из них для региональных органов статистики являются:
- информационно – статистическое обеспечение Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и документов стратегического планирования России и субъектов РФ;
- повышение достоверности и качества официальной статистической информации;
- использование современных информационно – телекоммуникационных систем, Интернет – технологий и хранилищ данных в подготовке статистической информации, обеспечение высокого уровня ее доступности для всех категорий пользователей.
Модернизация статистической системы направлена в первую очередь на реформирование системы сбора и обработки данных. Статистическая система меняет характер, переходя от децентрализованной к централизованной структуре. В 2016 году создана и введена в эксплуатацию автоматизированная система генеральной совокупности объектов федерального статистического наблюдения – АС ГС ОФСН, которая является основой проведения федеральных статистических наблюдений и позволяет централизованно формировать согласованные каталоги хозяйствующих субъектов, представляющих первичные статистические данные.
Важнейшим событием для системы учета экономических явлений стал переход с 1 января 2017 г. на новые версии классификаторов видов экономической деятельности ОКВЭД2 и продуктов ОКПД2, гармонизированных с европейскими стандартами. Классификаторы внедрены во всех видах деятельности и на всех уровнях управления. Специалисты Курскстата выполнили поэтапный пересчет ретроспективных динамических рядов основных показателей в структуру ОКВЭД2 и ОКПД2 с использованием переходных ключей.
В 2017 году правительством РФ утверждена программа «Цифровая экономики Российской Федерации». Программа нацелена на создание в России национальной системы управления данными, базой для которой будет являться Росстат, где планируется формирование цифровой аналитической платформы. Цель ее создания – максимально снизить отчетную нагрузку на респондентов, упростить и облегчить процесс сбора данных, а процесс распространения информации сделать удобным и доступным для всех категорий пользователей.
Информационно-аналитическая платформа обеспечивает внедрение новых подходов к организации статистики, процессов сбора и обработки данных, как статистических, так и административных, применение единой нормативно – справочной информации для всех категорий производителей информации. В результате создания и функционирования цифровой аналитической платформы будет обеспечена однократность предоставления данных во все органы государственной и местной власти и только в электронном виде, интеграция бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности, возможность одновременного использования данных различной природы для обеспечения полноты информации, что необходимо для целей управления.
В 2017 году в процесс статистического производства была внедрена важная часть аналитической платформы - централизованная система обработки данных (ЦСОД), которая полностью изменила принцип обработки статистических данных на региональном уровне. ЦСОД тесно интегрирована в постоянно меняющуюся Единую систему сбора и обработки статистических данных.
Проводятся работы по вводу в промышленную эксплуатацию Централизованного единого модуля приема отчетности через операторов связи (ЦЕМПОС). После перехода на ЦЕМПОС все ресурсы будут размещены в Центре обработки данных Росстата, статистическая отчетность от хозяйствующих субъектов будет поступать на серверы Центрального аппарата Росстата.
В 2018году введен в эксплуатацию сервис Websbor, который позволяет респондентам через Интернет – сайт по коду ОКПО или ИНН найти данные о кодах ОК ТЭИ и сформировать индивидуальный перечень форм, подлежащих предоставлению в органы статистики.
Сегодня перед статистической системой страны и ее регионов ставятся новые неординарные задачи, решение которых будет способствовать более эффективному ее функционированию как в части системы статистических показателей, удовлетворяющих разнообразные запросы всех категорий пользователей, так и в части модернизации процессов сбора и обработки статистических данных.
В условиях происходящих в статистике перемен стабильно выполняется наша главная задача – подготовка актуальной и достоверной информации и обеспечение ею органов власти и управления региона и других категорий пользователей.
В настоящее время в Курскстате трудится сплоченный коллектив, состоящий из профессионалов, имеющих глубокие знания в области статистики и опыт практической работы.
Современная официальная статистика России и ее регионов представляет собой один из важнейших инструментов государственного управления всех уровней. На всех этапах своего существования статистика стояла на службе государству и обществу, выполняя свою главную функцию - сбор различного рода информации о социально – экономических явлениях и процессах, происходящих в регионе, ее обобщение, и представление статистических данных органам власти и управления, а также широкому кругу пользователей. В последние годы все более укрепляет свои позиции региональная статистика, предоставляя широкий круг статистических индикаторов, характеризующих деятельность органов власти в регионах, развивая муниципальную статистику.
Исторические корни Курской статистики уходят в далекое прошлое, формирование статистических органов было длительным, сложным и происходило вслед за общественно – политическими изменениями в государстве и в обществе. Согласно официальным архивным документам, 20 сентября 2016 года исполнилось 180 лет со дня образования органов государственной статистики Курского края. До середины 60 – х годов XIX века Курский губернский статистический комитет, как и во всех губерниях, входил в систему Министерства внутренних дел Российской империи, однако уже в то время функции Губернского статистического комитета носили статистический характер и заключались в сборе и проверке сведений с целью описания губернии в целом, по отдельным вопросам промышленности, сельского хозяйства, торговли, населения. В этот период основным изданием Комитета было ежегодное справочное издание по губернии – «Памятная книжка», в которую включались сведения из истории края, об интересных древних находках и открытиях, памятные даты, биографии известных уроженцев губернии, списки населенных мест, цены на товары первой необходимости и т.д.
После реформы крепостного права, в результате реорганизации начала выстраиваться вертикальная структура организации статистических органов России, сохранившаяся до наших дней. Курский губернский статистический комитет стал подчиняться вновь образованному Центральному статистическому комитету, который готовил инструкции и указания по производству статистических работ. Параллельно в статистике стали развиваться два направления: правительственная статистика и статистика земско – хозяйственного устройства, которой занимались органы статистики, принадлежащие выборным органам власти в губерниях и уездах – земства.
Губернский Статистический Комитет Курского края активно осуществлял статистическую деятельность по формированию информационных ресурсов для органов власти и управления Курской губернии и нужд правительства. Эта работа постепенно приобретала необходимую ценность как официальный источник информации, обеспечивающий качественное исполнение функций органов власти и управления отдельного региона и страны в целом. Немалое значение Губернский Статистический Комитет придавал статистическим публикациям, которые с одной стороны, содержали разнообразные статистические сведения и историю Курского края, а с другой – являлись дополнительным источником финансирования деятельности Губернского Статистического Комитета.
«Важнейшим делом Курского Губернского Статистического Комитета продолжало оставаться издание «Памятных книжек Курской губернии», издаваемых в то время практически во всех губерниях Российской империи. Это было официальное издание, основу которого составляли «Списки лиц, состоявших в государственной службе губернии». Курский Комитет с самого начала издания стремился всесторонне описать Курский край, дополнить содержание «Памятных книжек» статистическими обзорами. Комитет играл роль не просто органа статистического учета, но и центра по изучению природы и природных ресурсов, истории и этнографии, культуры и экономики края, вокруг которого объединились все заинтересованные судьбой края: и те, кто занимался этим в силу своей должности, и те, кто пришел в краеведение по велению души. Памятная книжка Курской губернии – это уникальный материал для последующих поколений, которые будут изучать историю и географию Курского края, его экономику и хозяйство, хронологию событий и статистику государства.
Исторический период в статистике 1861 – 1917 гг. характерен проведением различного рода обследований и переписей. Важнейшим статистическим событием в России стало проведение первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. Перепись населения во все времена является самой крупномасштабной статистической работой необходимой для изучения демографического лица государства. До проведения всеобщей Переписи в Курской губернии имелся опыт проведения переписей населения: так, 27 марта 1865 г. проведена первая и единственная однодневная перепись населения в г. Курске и подгородних слободах – Ямской, Стрелецкой, Казацкой, Пушкарной. Несмотря на методологические несовершенства однодневной переписи, с современной точки зрения, она позволила апробировать метод сбора информации в виде опроса населения привлеченным персоналом. Исходя из этого опыта, подготовка и проведение Всеобщей Переписи населения 1897 г. в Курской губернии осуществлено на высоком уровне.
Обследования, проводимые Курской земской статистикой, касались крестьянских хозяйств. Они охватывали широкий круг вопросов их уровня жизни, имущественного положения, сельскохозяйственной деятельности, занятия ремеслами, быта, финансового состояния, платежей и долгов. Сбор первичной статистической информации поручался волостным правлениям. Статистика крестьянских хозяйств этого времени фактически являлась прототипом современной статистики бюджетов домашних хозяйств по способам получения сведений, характеру предлагаемых вопросов, охвату видов деятельности и получения результатов.
«Попытка курского земства организовать статистическое исследование губернии при помощи выборных земских статистиков относится к 1880 г., о чем свидетельствует уникальный материал «Краткий исторический очерк деятельности земства Курской губернии за 1866-1901 гг.», подготовленный и изданный Курским губернским земством в 1902 году». Этап развития земской статистики завершился ее ликвидацией в 1917 г.
Советская статистика в полной мере использовала огромный опыт правительственной и земской статистики, став их преемницей, что позволило после Октябрьской революции 1917 г. в кратчайшие сроки возобновить деятельность государственной статистики и обусловило успехи и достижения советской статистики в 20 – е – 30 – е годы XX века.
Уже в 1918 г. были заложены организационные основы советской государственной статистики: создан единый общегосударственный орган - Центральное статистическое управление – на правах народного Комиссариата, утверждены «Положение об организации местных статистических учреждений» и «Положение о Совете по делам статистики при Центральном статистическом управлении». В этот же период образовано и Курское Губернское статистическое бюро, которому подчинялись все районные, уездные, волостные и сельские статистические организации.
Несмотря на организационные трудности в первые годы советской власти, работа курских статистиков носила интенсивный характер, проводилось большое число крупномасштабных статистических обследований и переписей. Среди них Всероссийская перепись населения, Всероссийская промышленная и профессиональная перепись, Всероссийская сельскохозяйственная перепись, Всероссийская перепись учреждений народного образования. В сложных условиях того времени Губстатбюро удалось справиться с главнейшими задачами, стоявшими перед ним, и осуществить весьма трудоемкую и единственную в истории статистики работу – одновременную перепись населения, сельских хозяйств и промышленных предприятий 1920 г.
В 1920 – е – 1930 – е годы Курская статистика приняла участие в ряде крупных статистических работ, проведенных ЦСУ СССР: первая всесоюзная перепись населения (1926 г.), Всесоюзная школьная перепись (1927 г.), перепись кустарно – ремесленной промышленности (1929 г.), динамические обследования хозяйств по широкой программе (1927 и 1929 гг.), сплошная перепись совхозов и колхозов (1928 г.), перепись предприятий мелкой промышленности (1929 г.).
В период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. все экономические органы, в том числе и Курская статистика, трудились по законам военного времени, в условиях немецкой оккупации и острой нехватки кадров. «Первостепенное значение приобрели срочные переписи материальных ресурсов, обследования и расчеты численности и состава населения, трудовых ресурсов, организация оперативной статистики о работе важнейших в военно – стратегическом отношении предприятий и отраслей народного хозяйств».
Послевоенная статистическая деятельность налаживалась трудно ввиду тяжелых последствий Отечественной войны. Курское областное управление статистики только в 1958 г. смогло подготовить и выпустить статистический сборник, в котором приведены основные сведения о развитии народного хозяйства Курской области за десятилетний послевоенный период 1946 – 1956 гг., по отдельным показателям – в сравнении с 1913 г. и 1940 г.
В период 1950 – 1960 гг. в статистике получили широкое развитие такие методы получения информации, как переписи и обследования. В Курском областном управлении статистики проведены весьма трудоемкие статистические работы: Всесоюзная перепись учета скота, перепись плодово – ягодных насаждений, перепись жилищного фонда, перепись тракторов, перепись торговой сети, единовременный учет численности специалистов с высшим и средним образованием, единовременный учет административно – управленческого персонала, выборочные обследования начальных, восьмилетних и средних школ, а также подготовка и проведение Всесоюзной переписи населения 1959 г. Статистическая деятельность была направлена главным образом на удовлетворение потребностей руководства всех уровней управления в надежной и своевременной статистической информации.
К началу 90-х годов в России сложилась хорошо налаженная система государственной статистики, обладающая сформированным перечнем показателей, прочной методологической базой, имеющая трехуровневую инфраструктуру, значительный технологический и высококвалифицированный кадровый потенциал. Тем не менее, последовавшие в этот период коренные преобразования в политическом и государственном устройстве страны потребовали от статистических органов выполнения новых задач и перестройки статистической деятельности как в центре, так и в регионах.
«Переход от командно – административной системы к рыночным отношениям в экономике», возникновение многоукладной экономики и изменение в связи с этим потребностей органов власти и управления в информационных статистических ресурсах обусловили необходимость преобразований статистической системы по различным ее направлениям. Преобразования проходили поэтапно, в соответствии с Федеральными целевыми программами, при этом кардинально изменились не только многие отрасли государственной статистики, но и появились новые статистические направления, характерные для описания рыночной экономики. Несмотря на то, что российская статистика во многом стала преемницей советской (осталась трехуровневая структура управления, круг отчитывающихся субъектов, материально – техническая база, опытные кадры), существенно изменились принципиальные подходы к организации статистической деятельности.
Сплошной способ статистического наблюдения был заменен на выборочный, что значительно сократило нагрузку на респондентов и удешевило стоимость работ. Одновременно для создания базы для выборочных наблюдений сформирован единый статистический регистр хозяйствующих субъектов, который постоянно поддерживается в актуальном состоянии, ведется демография организаций. Совершенствовалась система классификаций, организована статистика цен, статистика национальных счетов, существенные изменения прошли в статистике торговли, финансов, населения. Внесены значительные изменения в статистику уровня жизни населения и статистику занятости населения.
Основой всех преобразований являлась необходимость соответствия отраслей российской статистики международным стандартам организации учета и получения информации, методологии расчетов сводных статистических показателей и показателей отраслевой статистики. Кроме того, за основу функционирования государственной системы статистики в России были взяты 10 основополагающих принципов статистики, одобренных Комиссией по статистике ООН в 1992 г.
В последующие годы была существенно расширена и приведена в соответствие с международной практикой система статистических показателей, в отраслевую и макроэкономическую статистику внедрена система общероссийских классификаторов технико – экономической и социальной информации (ОКВЭД, ОКПД, ОКТМО и др.), претерпела изменения система информационного обеспечения органов власти и управления и других пользователей статистической информацией, проводились масштабные работы по техническому и программно – технологическому перевооружению органов государственной статистики (особенно в регионах) в статистическую практику внедрен Интернет, проводится интенсивная работа по созданию электронных баз данных.
Поистине историческим событием для функционирования системы государственной статистики России, утверждения ее статуса в системе органов исполнительной власти страны стало принятие в 2007 г. Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», который установил правовые основы деятельности в сфере государственной статистики.
Важным итогом проводимых изменений в организации статистических работ стало проведение на регулярной основе всероссийских переписей: населения, сельскохозяйственные переписи, переписи субъектов малого и среднего предпринимательства. В 2015 году проведена Микроперепись населения, в 2016 году Росстатом и его территориальными органами проведены две крупномасштабные переписи: Всероссийская сельскохозяйственная перепись и сплошное обследование субъектов малого и среднего предпринимательства, а в 2017 году проведено крупное обследование организаций о структуре затрат на производство.
В связи с потребностью региональных органов власти и управления в макроэкономической информации с целью мониторинга социально – экономической ситуации и инфляционных процессов в регионе, проведения межрегиональных сравнений уровня развития и прогнозирования экономики на региональном уровне внедрена система национальных счетов и статистика цен, которая является одной из самых востребованных.
Одним из важнейших направлений преобразований статистической системы, особенно ее регионального уровня, является формирование муниципальной статистики.
В соответствии с возложенными на органы статистики современными задачами, Курскстатом проводится постоянная работа по информационному сопровождению реализации указов Президента РФ, касающихся оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, совершенствования системы государственного управления, реализации государственной социальной политики.
Все преобразования в статистической системе страны и ее регионов были бы невозможны «без создания в Росстате современной единой информационно – вычислительной системы, основанной на использовании эффективных информационных технологий, высокопроизводительных вычислительных и телекоммуникационных средств. Эта система охватывает все территориальные органы статистики и все их районные подразделения». Современные информационные технологии внедрены по всем направлениям статистики и способствуют повышению качественного уровня происходящих в статистике преобразований. Так, в результате внедрения современных технологий изменился процесс распространения статистических данных. Сегодня пользователи имеют открытый и бесплатный доступ к публикациям Курскстата и базам статистических данных через Интернет – портал, который снабжен поисковой системой для создания более комфортных условий для пользователей. В целях рационального использования бюджетных средств, сокращения затрат на производство и публикацию статистических материалов и эффективного использования современных технологий, Курскстат перешел на электронный способ представления информации всем пользователям и электронный выпуск статистических изданий. Безбумажный способ внедрен также и в процесс сбора статистических данных от респондентов, что значительно снижает нагрузку на отчитывающиеся организации и ускоряет процесс обработки данных и формирование официальной статистической информации.
Исторический путь преобразований длиной в четверть века для старейшей государственной службы Курской области не такой уж большой отрезок, однако проведенные за это время реформы носят глобальный характер и в корне изменили качество статистической деятельности и положение статистики в общественной жизни региона.